Какой текст «написан хорошо»?
Спросите у учителя по русскому языку, и он скажет - «Текст написанный без грамматических ошибок». Он объяснит свою точку зрения, и сдобрит ее доказательствами. Может быть, если он решит быть честным до конца, то признает что это слишком по ботански.
Не все учителя русского следуют этой системе, но большинство. Просто посмотрите как пишут дипломированные специалисты, и поймете о чем я. Они вежливы, и политичны настолько, что бы никого не смущать
Но позвольте мне спросить:
Это хорошо написанные тексты?
Я думаю, большинство писателей, услышав как нужно писать со слов учителей, подумают «Это не натурально. Это лишено чувств, самобытности, и шарма. Автор — единственный человек на земле, который захочет такое прочесть. Остальные скорее уснут, чем прочитают более трех страниц этого скучного дерьма.» - и они правы.
Сравните эссе выигрывающее награды, и роман-бестселлер, они написаны на разных языках. Конечно, многое зависит от аудитории. Нормально, что тексты написанные для академиков, и для обычных людей — различаются. Но мне интересно: для кого интереснее писать вам?
Я предполагаю, что ваша семья и друзья, читатели вашего блога, ваш начальник, - не являются академиками. Никто из них не хочет читать эссе.
Наверное, хороший писатель не должен быть образованным, или даже грамматически подкованным. Он должен писать так, что бы людям было интересно читать. Большинство того, что выходит из институтов и университетов не подходит под это определение, не потому что студенты не могут сказать что-либо интересное, но потом что учеба наградила их ворохом плохих привычек.
Обсудим парочку.
1. Попытка писать как мертвецы
Это ужасно, когда самый молодой автор книг, из тех что вы читали в школе, умер лет сто назад, но именно так обстоят дела в школах.
Я не знаю как определяется что читать, а что нет, но они (кто бы «они»не были) верят в чтение классики, а большая часть литературы относимой к классике — вековой давности. Что хуже всего, многие учителя считают классику примером того, как надо писать, и они ожидают что вы переймете стиль этих авторов.
В свое время, конечно, Чосер, Томас Мур и Шекспир были на пике популярности, но что то не припомню их в списке бестселлеров по версии Нью Йорк Таймс.
Не потому что они плохие (они по доброму сносят башню), а потому что у современных людей нет с ними связи. Скопировав их стиль, вы заставите своих учителей визжать от восторга, но ограничите себя рамками в глазах читателей.
Если вы хотите «зацепить» публику, начните штудировать сегодняшних популярных авторов — типа Стивена Кинга, Джоан Ролинг, и Сета Година. Поймите как они пишут, и пробуйте применить некоторые из их методик для себя.
Да, вы опять будете копировать чей то стиль, но этого человека сейчас хотя бы интересно читать людям.
2. Ожидать, что кто то скажет вам о чем писать
Глядя глазами педагога, я понимаю почему студентам навязывают темы. Большинство студентов не заботит наш предмет, а навязав им тему для эссе, мы заставляем их хотя бы прочитать материал.
Разумно... но разумность не делает это менее губительным.
Один из наибольших вызовов для писателя — нахождение темы. Неважно что вы пишите, заметку, статью, или письмо матери, - процесс всегда один: начинаете с белого листа, и выбираете чем его заполнить.
Конечно, вы учитываете интересы читателей, но принятие решения все равно за вами. Акт принятия решения — очень важен для писателя.
3. Написание длинных параграфов.
Когда то давно, было принято писать большие параграфы, что бы заполнить многочисленные страницы большими блоками текста.
Не удивительно, что большинство из нас именно так учили писать: длинные параграфы, четко структурированные предложения, множество подтверждений между утверждениями. Это был «правильный» способ писать.
Но.
Уже.
Нет.
Сейчас, параграфы должны быть максимум из трех предложений. Неплохо бы разбавить это парой мелких параграфов в одно или два предложения, в которых заложены сильные идеи.
Я не хочу рассказать вам о «правильной» длине параграфа, просто надеюсь задать ритм написания.
4. Избегайте не нормативной лексики любой ценой
Это спорно. Многие писатели до сих пор считают, что не нормативной лексике нет места в профессиональных публикациях, в то время как другие отпускают проклятия направо и налево.
Многие чувствуют себя не комфортно, гадая нормально ли использовать «этот путь» или нет.
Так кто же прав? Что же, я думаю лучше Стивена Кинга не скажет никто:
«Дайте себе обещание, что никогда не напишите «заработок», когда имеете в виду «калым», и ни когда не напишите «Джон сделал длительную остановку, что бы совершить акт выделения фекалий», когда имеете в виду «Джон сделал длительную остановку что бы посрать». Если вы считаете что «посрать» может шокировать ваших читателей, скажите иначе, например, «Джон сделал длительную остановку, что бы отложить личинку» (или может быть «сходить по большому»). Я не хочу заставить вас ругаться, просто пишите то что думаете.»
5. Опирайтесь на источники
Большинство, как я знаю, не любит копаться в тексте и выискивать куски для цитирования, но не я. Я понял, что цитаты это дополнительный способ не придумывать самому. При достаточном количестве цитат других авторов, я могу заполнить страницу не вставив туда ни одной своей мысли.
И меня за это поощряли. Начиная с детского сада, и до момента получения степени по русской литературе.
И вот почему: большинство учителей больше волнует размер работы, а не ее уникальность. Им не нужны смелые и изобретательные аргументы, оспаривающие устоявшиеся догмы. Лучше, если вы просто поймете то, о чем писали до вас, и изложите это в правильной форме.
Но в жизни все иначе.
Найдите по цитате к каждой вашей идее, и люди начнут плеваться, от до жути скучного текста.
Им не важно кто так сказал, и им наплевать на хронологию развития какой-либо идеи. Они хотят слышать любимую тему, описанную в новой перспективе.
Если вы так можете — прекрасно. Если нет — тоже неплохо.
6. Оставайтесь вдалеке
Мы привыкли что фокус на объекте, а не на писателе. Это беспристрастно. В равной мере направленно на разные точки зрения, без выделения лучшей из них.
Иногда это правильно. Если вы ученый, инженер, или доктор, ваша роль в отдаленном наблюдении за великой идеей.
Для остального это не подходит.
Вы когда нибудь читали писанину так называемых «удаленных обозревателей»? Это скучно! Вне их круга, вы вряд ли посоветуете это кому-либо для чтения.
Если вы хотите что бы люди читали вашу писанину, будьте в оппозиции. Будьте как Опра Уинфри, Говард Стерн, Гари Вайнерчук. Они упрямы, уникальны, и склонны к вспышкам эмоций.
Это не случайное совпадение, это то что делает их интересными.
7. Верьте «авторитетам», больше чем самому себе
Кто я такой что бы критиковать привычки полученные вами в школе?
Ну... никто.
Да, я профессиональный писатель. Да, у меня степень по литературе. Да, другие писатели платят мне по 200 долларов, за час редактирования их работ, и удивляются количеству поправок.
Но это не значит что я прав. Наверное, это самый важный урок о писательстве:
Никто кроме вас не является авторитетом в написанном вами.
Не я. Не ваш учитель русского. Не Вася Пупкин из Бобруйска.
Чем больше пишешь, чем более осознаешь, что другие писатели не могут сказать вам что делать. Конечно нужно прислушиваться к опытным товарищам, но но не больше, чем прислушиваетесь к своему мнению.
Великие писатели стали великими не протирания штанов на писательских курсах, не от чтения блога других писателей, и не от покупки еще пары книг о писательском мастерстве.
Они учились сидя перед чистым листом, вбивая в него мысли, а потом читая написанное, проверяя удачная ли строка.
И если удачная, сохраняя ее. Если нет — удаляя. Затем повторяли процесс сначала, пока не получат то, что по их мнению можно опубликовать.
Печально, что большинство писателей делают иначе.
Они ошибочно предполагают, что есть деление на хорошее и плохое. И что в любую минуту под их дверью появится полицейские из отдела по борьбе с графоманами, скрутят их, и отправят за решетку.
Если бы это было правдой, вы вряд ли бы увидели одинокого писателя, гуляющего по улице без наручников.
Правда в том, что вы ответственны. Вы. Всегда есть пустая страница, которую можно заполнить.
Так что хватит сидеть тупо глядя в монитор.
Идите и сделайте.
----------------
8 марта прошло, но это не повод, не дарить девушкам букеты цветов. Эти "веники" растопят сердце любой красавицы!
- RemaGe's blog
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Комментарии
Ого, ну нифига себе ты
By Бездомный Бродяга (не проверено) on 13 Ноя 2009 at about 19:50.Ого, ну нифига себе ты завернул! Не ожидал в одном посте на столько толковых мыслишек наткнуться.
По поводу школьной литературы: никогда не понимал и до сих пор не понимаю почему "надо читать класиков"? Лишь 2% школьной литературы было написано так, что не устареет еще век, а остальное уже давно пора кидать фтопку. Я помню, что школьная программа в свое время у меня напрочь отбила любовь к книгам, которую я позже восстановил такими авторами как Кинг, Паланик, Уэлш и т.д.
Не совсем я завернул -) Это
By RemaGe on 13 Ноя 2009 at about 20:00.Не совсем я завернул -) Это перевод статьи с копиблогеров, там в конце есть ссылка -) Тоже понравилось, решил перевести)
ЗЫ Кинга и Паланика тоже люблю) Об Уэлше не слышал, что стоит почитать, что бы составить о нем правильное мнение?)
Тема суперская, но не
By Кочнев Илья (не проверено) on 13 Ноя 2009 at about 19:56.Тема суперская, но не раскрыл. 7-ой пункт ещё более-менее. Второй ещё куда ни шло. остальные как-то совсем грустно. На днях постараюсь написать у себя в блоге по аналогичной теме. Будет что-то типа "NN школьных заблуждений". Посмотришь, что я имею в виду.
Буду ждать твою версию)
By RemaGe on 13 Ноя 2009 at about 20:01.Буду ждать твою версию)
Да, я профессиональный
By A.F. (не проверено) on 14 Ноя 2009 at about 07:57.Да, я профессиональный писатель. Да, я у меня степень по литературе.
Это больше всего позабавило. Переводчику срочно учить русский язык - такой кучи ошибок в постах еще не видел.
гы гы
By Jargal (не проверено) on 16 Ноя 2009 at about 10:08.гы гы
Как педагог я могу сказать,
By retimer (не проверено) on 24 Ноя 2009 at about 17:30.Как педагог я могу сказать, что ты не прав в том, что кто-то навязывает мнение. Хороший учитель учит писать мысли, возникающие в УЧЕНИЧЕСКОЙ голове, а то, что озвучено. Многие просто мыслят примитивно и не могут выдать ничего от себя. Хотя, я согласен, что проблема обучения в школе существует, но это связано с плохим образованием/опытом многих (но не всех) педагогов.
P.S. А классиком становится тот, кого читают столетиями.
"Многие просто мыслят
By RemaGe on 24 Ноя 2009 at about 17:57."Многие просто мыслят примитивно и не могут выдать ничего от себя"
Если сравнивать то, как я мыслил в школе, и то, как мыслю сейчас, не скажу, что тогда я мог выдать что то от себя.
По поводу навязывания, думаю тут многое отпреподавателя зависит.
"Если сравнивать то, как я
By retimer (не проверено) on 24 Ноя 2009 at about 18:21."Если сравнивать то, как я мыслил в школе, и то, как мыслю сейчас, не скажу, что тогда я мог выдать что то от себя."
Возможно, что это тебе лишь кажется. Но раз ты так считаешь, то это уже признак интеллектуального роста, вектор которого преподы не заметили в школе (хотя, я в этом сомневаюсь - скорее ты сам не осознавал скорость и напрвление своего развития).
А от преподавателя завсит ВСЕ. :)
И еще... В большинстве
By retimer (не проверено) on 24 Ноя 2009 at about 17:33.И еще...
В большинстве случаев учитель решает, чему конкретно учить, а не программа, которая лишь дает направления и темы.
вот вы тут спорите, а у меня
By TakaraIto on 25 Ноя 2009 at about 08:58.вот вы тут спорите, а у меня был преподаватель в школе, давно уже, и он реально говорил нам не выделываться, а учится строго в программе,ни шагу в сторону,строго по хрестоматии и учебнику, бесило ппц, а теперь я филолог, и радуюсь, что хоть в институте волю дали, мысли выражать разрешали, и даже (не дай бог кому в школе) спорить с преподавателем))))))
Так что, очень много зависит от педагогов.
Не знали они, кому разрешили
By RemaGe on 25 Ноя 2009 at about 09:04.Не знали они, кому разрешили выражать свои мысли...
Теперь я тебя побаиваюсь...
Студент TakaraIto - зачет!
By retimer (не проверено) on 25 Ноя 2009 at about 17:01.Студент TakaraIto - зачет! Зачетку на стол :)
Я ж и говорю, что ВСЕ зависит от преподавателя. Школьное образование меняется не сильно, а очень медленно, а вот университетское сказывается на школьном лет через 5-6.
сразу видно что статья
By oleg (не проверено) on 29 Ноя 2009 at about 20:20.сразу видно что статья переводная :)Вот у нас был очень классный (классный руководитель aka преподаватель литературы). Классный мужик. И любовь к литературе привил. Но вот чему не научил - так это самостоятельно писать тексты (сочинения). И вся беда в том, что 99 % учеников в стране также не пишет сами сочинения. в лучшем случае - чуть переделают 1000 лучших сочинений. А то и просто так перекопируют в надежде на то что преподаватель не заметит.
НО вот че хорошо, он практически освободил меня от чтения обязательной литературы, поскольку знал, что я читаю много всякой другой литературы. Например, в 11 классе прочитал практически всего Л. Андреева, хотя в обязательной программе его и не проходят, практически всю Цветаеву, хотя в обязаловке только 1 или 2 ее произведения. Короче, заставить бы преподавателей провести курсы написания сочинений в начале учебного года из 3-4 уроков, чтобы ученики не перелизывали, а сами писали. Это на самом деле, гораздо проще чем кажется... Просто надо научить. Понятно, что Пушкиных/Лермонтовых из учеников сразу не получиться, но общий уровень работ сразу вырастет...
Повезло, у меня преподом была
By RemaGe on 30 Ноя 2009 at about 03:38.Повезло, у меня преподом была бабушка- божий одуванчик, которая считала, что есллллллли ты не пишешь как пушкин - ты не пишешь.
не надо действовать по каким
By Неизвестный (не проверено) on 16 Дек 2009 at about 14:10.не надо действовать по каким то правилам, надо придумывать их самому чтобы выделяться из всей массы
Некоторые правила вполне
By RemaGe on 16 Дек 2009 at about 16:13.Некоторые правила вполне логичны -)
Хотя каждое надо обдумать и принять самому.
Зацепила темка. Пытаюсь
By Zachesa (не проверено) on 16 Дек 2009 at about 15:53.Зацепила темка.
Пытаюсь писать статейки понемногу, вроде говорят, что получается неплохо.
Вспомнил школьные годы и войну с преподами, за свободу выбора, что читать и о чём писать.
Давненько это было, но вряд ли сейчас что-либо изменилось.
Учителя которые бы приветствовали свободу мысли и самовыражения в школе это скорее всего исключение, чем правило.
Да и не нужны системе Индивидуумы, требуются винтики в механизме, да потребители всего чем потчуют без разбора...
Опять же - конфликт
By RemaGe on 16 Дек 2009 at about 16:12.Опять же - конфликт поколений.
С молоденькими училками всегда проще -)
Законы маркетинга никто не
By Неизвестный (не проверено) on 01 Янв 2010 at about 15:01.Законы маркетинга никто не отменял. Хе хе. Но я не про маркетинг.
Вы не поверите, но есть место где учат по другому. "Ваши работы не должны превышать 1800 слов. В противном случае это проявление неуважения к преподавателю и Ваша работа может быть не засчитана." Это из рекомендаций по оформлению письменной работы. И в этой работе должен быть приведен практический пример, если пример отсутствует или использован из учебника, работа не может быть оценена более чем 40 баллов (по сто балльной шкале). Для допуска к экзамену нужно набрать определенное количество баллов, иначе твоя штука евро будет выброшена впустую. Это была полная задница, мы выкидывали все прилагательные. Через 4 месяца мы(наша группа) научились писать пример в одно предложение.
А ещё кроме теорий которые мы должны были использовать на экзамене, были теории которые объясняют всё иначе. И эти альтернативные теории были под защитой. Упаси Вас показать любые теории как истину в последней инстанции. Вас поправят, но жестко и только один раз. Право иметь достойную альтернативу считается ценностью. И вы должны иметь достойную аргументацию при рассмотрении любых теорий, пустая болтовня подавляется. Теории, теории, но главное что оценивалось это применение теорий на практическом примере :) .
Так что существует другое образование. Так же как существуют альтернативы windows and unix. И это хорошо.
А про ритм говорили так: "Один абзац, одна мысль."
Отличнейшая статья. Беру в
By KilleMille (не проверено) on 06 Янв 2010 at about 17:54.Отличнейшая статья. Беру в «закладки», однозначно. Я — начинающий писатель, но пока 6 пункт мною игнорируется напрочь =). Ничего всё придёт с опытом.
По поводу образования в школах и университетах можно говорить долго. Но ясно одно — с каждым годом оно становится хуже и хуже. Планка постоянно понижается. Ещё в 2000 году поступая на университет, я, как школьный отличник, знал всё о том, чтобы не напрягаясь получить 5 баллов по практически любым предметам =). Увы, он ума это никак не зависит. Очень радостно видеть непредвзятых учителей и преподавателей, но таких осталось мало.
Школа и университет не учат думать. Они учат как правильно отвечать, чтобы было 5 баллов. В итоге, получается исполнительное стадо отличников. Не зря в моём потоке все двоечники и троечники давно стали предпринимателями и добились успехов в жизни — потому что им постоянно приходилось изворачиваться, придумывать, креативить =)
Отличнику же нужно просто угодить преподавателю.
Спасибо вам за замечательную статью. Принял всё это к сведению! Буду применять на практике.
Незачто -) Эйнштейн был
By RemaGe on 06 Янв 2010 at about 19:26.Незачто -)
Эйнштейн был троечником (или двоечником, не помню точно) по физике -)
Крутой перевод! С
By Трудодень (не проверено) on 24 Янв 2010 at about 12:53.Крутой перевод!
С благодарностью блогеру.
)
Спасибо)
By RemaGe on 24 Янв 2010 at about 13:13.Спасибо)
польность согласен с автором
By KaJarenc on 18 Мар 2010 at about 17:11.польность согласен с автором , когда я учасвствовал на олимпиадах по руускому(дело происходило в Карабахе), то нас учили писать грамотно , и все,пиши хоть полную ахинею - баллы снимали только за ошибки. А когда поехал в Ереван на республиканский тур , то вообще советовали писать по минимуму: меньше текста- меньше ошибок.
P.S. Сейчас на олимпиадах по русскому уже вообще нет сочинений , тупой тест с тупыми вопросами с ответами ,половина из которых вообще не относиться к русскому(например спросили клубом какого города является 'Зенит'), а проверяться работа оп "ключу"."Ключ"-это листочек где написаны ответы типа 1-а, 2-в, 3-б ... Сейчас и математику с физикой гробят , но это уже отдельный разговор .
у меня парочка таких осталась
By skforussia.ru (не проверено) on 08 Ноя 2010 at about 11:38.у меня парочка таких осталась :)